Мамзелькина Аида Плаховна
Не сыпь мне сахар в пиво!
22.03.2011 в 12:00
Пишет Diary best:

День сообщества The Highgate Vampire


Пишет Br. Samedi:

Смерть и дева

Эта тема уже появлялась на страницах нашего сообщества, но тогда рассматривался конкретный художник, в чьем творчестве эти мотивы были очень сильны.

Сейчас же я хочу сделать небольшую подборку картин со схожей темой.

©автор

Édouard Chimot, La Mort, 1921


Считается, что такой интерес к этому сюжету появился в конце XV века с наступлением Ренессанса, завоевав популярность прежде всего в Германии. Однако, можно вспомнить древнегреческую мифологию, где молодая и красивая дева Персефона (P e r s e j o n h) была богиней царства мертвых. Так вот, эмоции у девы на всех написанных до наших дней полотнах от встречи со смертью были самые разнообразные - от ужаса до откровенного заигрывания... Кстати, немного ранее появления этого захватывающего образа в искусстве был популярен мотив "Пляска смерти", где нередко Смерть танцевала с привлекательной женщиной. И вдруг танец сменился чувственным взаимодействием, в котором со временем стало всё больше эротизма.

Альбрехт Дюрер и его гравюры "Герб Смерти" (1503):


Niklaus Manuel Deutsch 1517


Hans Baldung-Grien

Agostino Demusi, Death and the Mirror

С течением времени популярность мотива "Смерть и дева" не угасла, но наоборот выросла и за пределами германских земель. В XIX веке можно обнаружить множество работ французских художников:
Орас Верне (Horace Vernet) Ballade de Léonore, 1839:

Louis Boulanger, Ghosts

Pierre Chavannes, Death and the Maiden

Элиу Веддер (Elihu Vedder) использовал этот мотив в одной из иллюстраций к "Рубайяту" Омара Хайяма - "Кубок Смерти", рисунок 1884 года (перерисованный маслом в 1885):

Вот сюжет Death and the Maiden в творчестве Эдварда Мунка

Э. Шиле

На рубеже веков в 1900 появляется работа Адольфа Херринга (Adolf Herring):

Тогда же написана картина Марианны Стоукс (Marianne Stokes), отличающаяся как нестандартным сюжетом, так и Смертью в образе крылатой женщины в чёрном:

Примерно 1920 ыми годами датируются эти работы Édouard Chimot

Elna Borch, Death and the Maiden

Herbert Schmalz, Great Awakening

Serge Ivanoff, Death and the maiden, 1925

Mariette Lydis, Un cheval de race, 1948

"Итак, в мотиве "Смерть и дева" мы видим взаимосвязь Эроса и Танатоса; женщину, обладающую способностью открывать переход между мирами, вместе с проводником в иной мир. Если же принять за истину, что этот мотив имеет основание в мифологическом сюжете похищения девушки хтоническим зверем, то важным становится ещё и факт девственности женского персонажа, а к интерпретации добавляется намёк на инициатический переход, совершаемый девушкой при достижении полового созревания, при получении способности открывать врата в иной мир. В этом случае смерть не окончательна, за путешествием в подземное царство следует возрождение в новом качестве."
Evelyn de Morgan, The Angel of Death

Очень интересные рисунки есть и на этом сайте
Мотив "Смерть и дева" в изобразительном искусстве появился в конце XV века с наступлением Ренессанса, завоевав популярность прежде всего в Германии. Речь идёт об изображении молодой красивой женщины, встретившейся с персонифицированной Смертью. Реакция женщины варьируется от ужаса до соблазняющего заигрывания. Нетрудно догадаться, что ранее, во времена Средневековья, такой сюжет, как правило содержащий элементы эротики, вряд ли мог получить признание - этого бы не допустила машина Церкви. Начиная с начала XVI века до настоящего времени создано бесчисленное количество работ, так или иначе использующих этот мотив.
Считается, что мотив "Смерть и дева" произошёл от другого популярного сюжета "пляска Смерти". В этом сюжете нередко Смерть танцевала с привлекательной женщиной. Также на полотне Смерти удавалось встретиться с женщиной в сюжете "три возраста и Смерть". Но ни в том, ни в другом случае изображение не содержало и следа эротики. И вдруг танец сменился чувственным взаимодействием, в котором со временем стало всё больше эротизма.
Также в отличие от "пляски Смерти" картины на сюжет "Смерть и дева" не содержали никакой подписи, поясняющей изображение. Это сделало их менее дидактичными, хотя за ними и сохранилась определённая мораль - жизнь недолговечна, словно женская красота.




больше размером, чем выше

URL записи

Подборка | Не Бест? Пришли лучше!



URL записи

@темы: Обожаю творчество других людей, сама-то творить не умею..., Раздумье вызывает думы